О "Счастливых днях несчастливого человека" в Маяковке, в постановке Юрия Иоффе Люблю спектакли Юрия Владимировича Иоффе. Он умеет возвращать на сцену забытые пьесы и замечательно работает с актёрами. Вот в сезон 100-летия Театра Маяковского вернул в афишу А. Н. Арбузова и его не самую популярную пьесу "Счастливые дни несчастливого человека".
Однажды я была в гостях у Арбузова. Он жил на Калининском (не знаю, какой из Калининского Новый Арбат, Арбат один - где Театр Вахтангова, "Прага" и зоомагазин). В доме, где магазин "Мелодия", на 17 этаже. Совершенно случайно я у него оказалась. Кто-то (совершенно не помню кто) должен был ему что-то (не помню что) передать. Созвонились с Арбузовым, и, как мне рассказали, он говорит полушутя-полусерьезно: "Вечно ко мне приезжают всякие старухи. Вот приехала бы молодая, красивая девушка".
Ну, и мне это пересказали и говорят: "Давай, езжай".
И я, ругая на все корки причуду драматурга, поехала.
Поднялась в лифте. Он открыл дверь - невысокий, очень пожилой человек, я оказалась выше его ростом. Говорит: "Проходите пожалуйста". Меня поразило, насколько тесные и неудобные квартирки в этом доме. Маленький кабинетик, а сквозь тесный предбанничек мы прошли мимо маленькой кухонки, где пила чай дочь Алексея Николаевича - она первая громко со мной поздоровалась и, как мне показалось, с каким-то оптимизмом в голосе.
С полчаса я провела в кабинете Арбузова. Он читал принесённые мной бумаги, параллельно задавая вопросы. Стандартные вопросы, которые я тогда от всех слышала и отвечала на них автоматически: да, ГИТИС, да, театроведческий, нет, театр сейчас скучный, бескрылый, замшелый, да, весь, кроме Таганки, да Таганка - супер театр, остальное хлам, которому место на помойке. Да, назад к Мейерхольду ( это не шутка - я на первом курсе написала статью с таким названием - нам Эльяш дал задание написать проблемную статью, чтобы понять, что нам, юному поколению, кажется самой большой проблемой в современном театре. Ну, я и выдала: формы нет - произвол, бытовушка бескрылая на сцене, мизансцены бессмысленные, стихи читать актёры разучились - "зазерняются" так, что рифмы не услышать, одни "страдания", и всё в таком духе. Эльяш, как мне кажется, был в ужасе - какую формалистку он в моём лице обрел).
Ну, и в таком духе беседа с Арбузовым протекала.
А я Арбузову не задала ни одного вопроса и, мне показалось, он был разочарован - настроение у него не то, что бы испортилось, но интерес к общению пропадал на глазах. Конечно, я видела "Сказки старого Арбата" с Толубеевым и Бруно Фрейндлихом - их часто по ТВ крутили. Конечно, начиталась про Таню-Бабанову (про других Тань промолчу). Но... никакая "советская драматургия" и близко "не канала" по сравнению с летящим, как стрела, и парящим в небесной выси, поднимающим адреналин "Товарищ, верь!..": "Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей..."
Поэтому я не расспросила ни про Арбузовскую студию (хотя бы), ни про театр тех лет, ни даже про обожаемую и боготворимую мною и тогда и сейчас Марию Ивановна Бабанову.
Вот такой нелепый был визит.
"Счастливые дни несчастливого человека" (это я вчера на спектакле поняла тактильно, если можно так сформулировать) - концентрированный Арбузов. С его этической проблематикой, с его героем, который всегда "плохой хороший человек". С размышлениями о счастье и несчастье, основа для которых заложена в характере и убеждениях самого человека.
" Счастливые дни несчастливого человека" он написал в 1968 году. В 1965-ом написан "Мой бедный Марат" - пьеса, имеющая второй заголовок: "Не бойся быть счастливым".
А после " Счастливых дней... ", в 1971 году, из под пера драматурга вышел "Выбор", пьеса о 34-летнем учёном (герой " Счастливых дней..." тоже учёный) с тем же кругом проблем: счастья, несчастья, выбора, страха перед выбором и возможностью быть счастливым.
По пьесам А. Н. Арбузова хорошо изучать эпоху - по его "героям безгеройного времени", их маете, роковым, ранящим их самих и ломающим им жизнь собственным ошибкам.
...Человек перед смертью насчитал всего два счастливых дня в своей жизни. Всего два. И вспоминает их. Обычные вроде бы дни, ничем внешне не примечательные. Разве что тем, что оба дня ознаменованы его бегством от "предлагаемых обстоятельств". Он бежит физически - улетает в первый раз в Казань, второй раз в Москву. И считает это бегство неким волевым проявлением, поступком. Не было бы этих двух дней, его жизнь оказалась бы полным фиаско в его собственных глазах. Включая и научную работу, которой он принёс в жертву и себя и близких, поскольку его последний, незавершённый труд оказался устаревшими, давно потерявшими актуальность разработками.
Юрий Владимирович Иоффе умеет ставить такие вещи - сложно-психологические, метафизически-психологические. И эта пьеса, с рваной хронологией, сложная, с крупными монологами и напряжённым внутренним действием - его стихия.
Спектакль очень удачный. Кто не видел, настоятельно советую. И актёрские работы замечательные. Совершенно дивная Галина Беляева в роли Елены Сергеевны Крестовниковой. Зал её аплодисментами встречает и провожает. Евгений Парамонов великолепен, как всегда (он играет профессора Ивана Ильича Берга). Евгений Матвеев (главный герой), Наталья Филиппова, Илья Никулин, Игорь Марычев в роли старого клоуна и Юлия Марычева.
Спектакль грустный и умный. Смотрится на одном дыхании. Премьера состоялась в мае 2022 года, сейчас всё устоялось, все составные части притерлись, актёры играют свободно, уверенно - самое время для просмотра.