На этой неделе 90 лет исполнилось Марико Окаде, актрисе, игравшей ещё в последних фильмах Одзу, прекрасной "Поздней осени" и "Вкусе сайры".
И в связи с этим я обнаружил (с запозданием на месяц), что муж Окады, режиссёр Ёсисигэ Ёсида скончался в декабре, не дожив до своего 90-летия 2 месяцев.
Жаль. Не самый мой любимый режиссёр японской "Новой волны", но, несомненно, один из самых изысканных - это даже по отдельным кадрам видно, но и в сложности, порой даже переусложнённости сценариев проявлялось.
У него целый ряд очень хороших фильмов, но два из них я ценю особенно:
это "Женщина с озера" (1966), где одну из лучших своих ролей сыграла как раз Марико Окада;
и "Военное положение" (1973), история реального человека, Икки Киты (1883 - 1937), национал-социалиста и идеолога милитаризма.
Рэнтаро Микуни впечатляюще играет человека, сознательно сделавшего в своей жизни ставку на разжигание шовинизма, разрушение конституционного строя и введение чрезвычайного положения.
Очень современный тип, "экстремист-государственник" - сейчас у нас таких целое телевидение. А вот фильмов о них мало - и Ёсисигэ Ёсида, пусть и в сложной авангардной форме, этот пробел своим "Военным положением" закрыл.